MiMal (mimal) wrote,
MiMal
mimal

Лика Казанцева: "Убегая от пения, начала петь".

Ростовская зинди-группа ВИА "Зигмунд Фрейд" стала известна относительно недавно и пожалуй, внезапно. В чем секрет их успеха? Не только в умных текстах и зажигательной музыке.
Тот, кто побывал хотя бы на одном их концерте, уже не сможет забыть яркую и харизматичную вокалистку - Лику Казанцеву. Мы решили узнать Лику получше и задать ей несколько вопросов.
- Расскажи о любимых музыкантах, которые повлияли на тебя.
-Конечно, это Борис Гребенщиков. Его я слушаю с 14 лет. Видимо, как-то совпала с его волной. Я могу несколько лет его не слушать, потом опять возвращаться, и в этот момент мне открываются новые грани его песен. Также очень люблю Тома Вейтса, Билли Холидей. Вообще, очень много музыкантов, которых я постоянно слушаю, но эта троица - основные.
Когда, будучи еще ребенком, я начала слушать песни Гребенщикова, они казались красивыми, но непонятными. И мне всегда было интересно, что же он имеет в виду, что означают те или иные метафоры. А ещё я много читала в то время, и в абсолютно разных книгах чудесным образом  находились ответы, о чем же чувак поет. Т.е. для меня его тексты являются своеобразным ребусом, который я разгадываю постепенно на протяжении всей жизни. У него ни одно слово не написано просто так. То, что сперва воспринимается, как полнейшая несуразица, потом просто оказывается разгаданной загадкой . Например, в песне "Пока несут саке", есть такие слова "Ползи, улитка, по склону Фудзи вверх до самых высот" и т.д. У меня дома с детства всемирка была ( всемирное собрание литературы). Поэтому я знала, конечно, что есть такой поэт Басе, и что у него есть короткие стихотворения - хокку. И это хокку полностью вошло в песню и определило её размер. Это было детское случайное открытие. Но вот смысл последующих слов "Можно жить с галюциногенным кальмаром и можно быть в особой связи с овцой" мне удалось понять частично лет через десять, когда я прочитала Харуки Мураками "Охоту на овец". А про галюциногенного кальмара до сих пор не в курсе.
- Гребенщиков повлиял на твое мировоззрение?
- Я не причисляю себя ни к одной из традиционных конфессий. Наверное, наиболее мне близки некоторые идеи буддизма, или, может, дзена, а именно: находиться в состоянии равновесия или хотя бы искать это состояние; не стоит привязываться к каким-то вещам - это я ощутила на собственном опыте. Очень важно работать над собой, чтобы не просто выходить из негативных состояний, а чтобы они тебя больше не посещали.

- Чем ты занималась в детстве помимо школы?
- Я была, наверное, асоциальным ребенком. Мама постоянно запихивала меня в разные кружки, а я все время пыталась из них сбежать. Она никогда не спрашивала: "Что ты хочешь?" или "Что тебе интересно?" Она просто брала и записывала, что вызывало чудовищный протест. Детство проходило так: меня отдавали в музыкальную школу - я ее прогуливала, меня записывали в кружок макраме - я с него сбегала, и т.д. Также были настольный теннис, плавание, в котором даже удалось получить какой-то разряд. Но что удивительно, всеми навыками из кружков я немного овладела.


1987 год, Поти
- Куда ты сбегала из кружков?
- Я жила в курортном грузинском городке Поти, расположенном на берегу моря. И там, поверьте, было, куда сбежать. И чем я занималась? Приходила, например к берегу реки, находила какую-нибудь палочку в качестве микрофона и изображала из себя Аллу Пугачеву: ходила вдоль по берегу и громко-громко пела. Такой вот был тайный детский прикол.
- Расскажи, каково это было учиться в грузинской школе в советское время.
- Клево! Был абсолютный интернационал и дружба народов. В классе была очень душевная обстановка. Три года, которые я там проучилась в начальной школе до переезда в Ростов, пожалуй, - лучшие. И вот, переехав сюда, началась черная полоса. Для меня, девятилетней девочки, оказалось большим испытанием покинуть город, где прошло раннее детство. Родители развелись, поменялся город, дом, школа, климат- всё, короче. Ни с кем не удавалось подружиться, среда казалась враждебной. При этом нельзя сказать, что я была забитым ребенком: училась на отлично, меня часто выдвигали на различные мероприятия, пытались сделать председателем совета отряда при моем внутреннем ужасном протесте. Очухалась я только ближе к старшим классам, когда нашлась панковская группа, где я начала петь.
- Тебе нравилось учиться?
- Сперва - нет, я училась из-за страха: боялась получить плохую оценку. Но потом всё же стала получать удовольствие. Мне очень нравились предметы, в которых есть система: математика, геометрия, в русском языке таблицы склонений, спряжений. И когда я видела эти системы, "прорубала" их, - испытывала настоящий кайф.
- По детским воспоминаниям была ли твоя школа похожа на тюрьму?
- Да. Я училась в школе продленного дня. Это была настоящая каторга!
Мало того, что нужно отсидеть стандартные 6-7 уроков, после этого нас не выпускали! Там в качестве "обязаловки" нужно было находиться до 6 вечера. Это ужасно! Нас не отпускали, даже если дома были родственники. Все это закончилось только с перестройкой. Тогда давление немного ослабло. Помню, какое я испытала блаженство, когда отменили "продленку", а вместе с ней и школьную форму. В тот момент я почувствовала настоящую свободу. Взамен я надела джинсы и черную водолазку и хайратник. Собственно в них я безвылазно ходила. По идее та же форма, но моя.


- Какую музыку ты тогда слушала, что слушали твои одноклассники?
- Что слушали одноклассники - не знаю. Я тогда фанатично увлекалась Аквариумом, немного  русским роком: Адо, Крематорий, ДДТ, Калинов мост, а также Битлз, Doors.
- Расскажи, где ты доставала все эти записи?
- Конечно же, пиратские кассеты. Помню, запись на них была с каким-то жутким треском. Стали появляться друзья, с которыми обменивалась разными кассетами, книгами. Сам знаешь, как оно бывает: постепенно в узких кругах узнают о тебе и о том, что ты любишь: ага, вот это - Лика, она любит Аквариум, и люди сами находили меня, приносили что-то новое, я в свою очередь тоже делилась с ними тем, что есть.
- Расскажи, как ты впервые услышала Аквариум.
- Это случилось в Артеке. Я гуляла по знаменитой артековской дорожке с пионервожатым, который в будущем стал моим мужем. И как будто из воздуха полилась  песня "Под небом голубым". Момент получился романтичный- Крым, зима, море. Я спросила: "Юра, что это? Кто это поет?" Он и ответил цитатой из Ассы: "Только такой необразованный мурзик, как ты, может не знать Гребенщикова". И буквально с этого момента на меня стала валиться информация о нем: мальчик, с которым мы летели обратно в самолете, оказался фанатом Аквариума. У него была тетрадка с текстами. Я приехала домой и обнаружила среди домашней коллекции пластинок Белый альбом - совмещенные альбомы "День серебра" и "Дети декабря", - который подарили маме ее друзья, а мама никогда в жизни не ставила его в проигрыватель. Я тогда переслушала все, что только удалось найти.
- Расскажи, сколько тогда было лет тебе и твоему будущему мужу.
- Мне было 14, ему - 24. У нас был эпистолярный роман, три года писем. Он жил в Новосибирске, в Крыму, в Москве. Потом дождался моего совершеннолетия, и мы поженились.  Муж был замечательный, влиял на моё мировоззрение и занимался моим образованием. А я с благодарностью училась.
- Что ты окончила?
- РГУ, филологический факультет.
- Почему ты поступила именно туда?
- Муж сказал, что нужно получить высшее образование. Он спросил: "Чем тебе нравится заниматься?" Я ответила, что петь. Он сказал "это не профессия для девочки, надо получить какое-нибудь нормальное образование". И спросил: "А что еще ты любишь делать?" - "Книжки читать!" - "Тогда надо поступать на исторический или филологический. Но на историческом нужно даты запоминать". Вот так и был выбран филологический факультет, т.е. от противного. Со стороны, наверное, выглядит смешно. Но, кстати сказать, я попала в яблочко: учиться мне очень нравилось, там преподавали настоящие мэтры. Это были, пожалуй, лучшие 5 лет моей жизни.


- Почему ты не пошла работать по специальности?
- А кем идти работать после такой специальности? В школу учителем? Тогда мне это  было совсем не интересно. Если честно, даже не предполагалось, что после окончания университета я буду работать, причем это было совместное с мужем решение. Я получала образование, скорее, для собственного развития.
- Какой совет ты бы дала молодой девушке, которая выбирает, куда ей поступить?
- Все зависит от девушки: если она хочет быть самостоятельной, ни от кого не зависеть, я бы ей сказала: только не на филфак! Придумай себе образование, после которого ты крепко встанешь на ноги. А если девочка есть за кем быть, я бы сказала: почему бы нет? Там так классно, интересно, это самое оно!
- Насколько я знаю, семейная жизнь затянула тебя надолго.
- Да, на 25 лет. Хотя не скажу, что все эти годы просто простояла у плиты. Мне жилось вольно, никто не привязывал меня к дому. Я много читала, общалась с друзьями. И очень долго нам было с мужем очень хорошо, а потом в какой-то момент наши пути внутренне разошлись. Я долго пыталась сохранить резонанс в отношениях. Но поскольку не было никакого другого опыта, - с 14 лет я жила только с одним человеком, - я не понимала, что пришло время расстаться. Поначалу я переживала, не знала, что с этим делать, как это все исправить. К сожалению, понадобилось 10 лет, чтобы понять, что пришло время начать новую жизнь.
- Если представить, что тебе опять семнадцать лет, и перед тобой опять выбор, куда поступать, какое бы учебное заведение ты выбрала?
- Консерваторию. Я жалею, что не пошла по музыкальной дороге. Такая мечта жила во мне лет с трех. Это было глубинное осознание своего предназначения. Иногда люди живут до семидесяти лет и не знают, зачем они родились, не знают, чем хотят заниматься. А я всегда четко знала, что хочу петь. Это то, что я люблю, и то, что, наверно, у меня хорошо получается.
- Почему же ты тогда сбегала с занятий в музыкальной школе?
- Очень просто. Меня поместили в класс фортепиано - в нашем городке был только такой класс. Я говорила маме, что хочу петь, а она отвечала, что в музыкальной школе нет вокала. А играть на инструменте мне не нравилось. Там еще был хор, но занятия постоянно отменяли по разным причинам. Так что от пения в нем я не смогла как следует прокайфовать. Но вот, кстати сказать, в ростовской школе уже был хор. Но мое желание сбежать срабатывало против меня в течение трех лет. Все эти годы приходил хоровик прослушивать нас, и я специально пела фальшиво, чтобы он не дай бог не заграбастал меня в свой кружок, где, как мне казалось, меня будут насильно держать. А потом, когда немного подросла, то подумала: что я делаю? Пришел тот же самый хоровик, я ему спела правильно, попала наконец-таки в хор и буквально через несколько месяцев стала солисткой, что мне очень нравилось.
- Что ты больше всего не любишь в жизни?
- Я не люблю общаться с «болезненными» людьми- истеричными или, наоборот, закрытыми, которые ведут двойную игру, под которых надо все время подстраиваться, выверять каждое слово, чтобы не обидеть. И в общем-то, моя жизнь уже как-то так и выстроилась, что я практически и не встречаю подобных людей. Но даже если судьба посылает мне такие ситуации, я быстро из них выхожу. И я не люблю, когда на меня давят.
- Чем ты еще любишь заниматься помимо пения?
- Люблю читать, общаться с интересными людьми, путешествовать. Особенно люблю Крым. Каждый раз, приезжая туда, я открываю для себя что-то новое. Похоже, Крым - мое место силы.
- Какой ты видишь себя через десять лет?
- Я вижу себя реализовавшейся. Наверное, я живу в Крыму в уютном доме с любимым человеком.
- Что ты думаешь о любви? Есть ли она после 40 лет?
- Она одинакова в любом возрасте. Любовь - это состояние, и находиться в нем прекрасно. Здорово, когда есть человек, с которым ты чувствуешь себя в абсолютной гармонии. И ещё, пожалуй, мне важно, чтобы мой спутник был в некотором смысле моим учителем. Я должна как бы тянуться за ним.
- Как твой семнадцатилетний сын относится к тому, что ты поешь в группе?
- Очень хорошо. Поначалу, правда, относился скептически, говорил: мама, почему ты занимаешься этой ерундой? Зачем в таком возрасте начинать петь? Но однажды он пришел на наш концерт, и ему понравилось! А потом долго извинялся, что не верил в меня.
автор: Анастасия Подлесная
Tags: виа зигмунд фрейд, зигмунд фрейд, интервью, музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments