MiMal (mimal) wrote,
MiMal
mimal

Тайна Виктора Пелевина: культовый писатель как кооператив



Новая книга Пелевина отлично демонстрирует тот гипнотизм, о котором повествует. Под нее отлично засыпается.
Но помимо этого примечательного качества в ней есть и еще кое-что. Я бы назвал это "радиограммой Пелевина"
О чем сообщает нам Виктор Пелевин?
О том, что его нет - и уже достаточно давно.

Эта вполне пелевинская идея об отсутствии автора не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Пелевин есть, но не имеет никакого отношения к той картинке, которую мы себе рисуем.
И "страшная" тайна  Виктора Пелевина заключается в том, это псевдоним, ширма, прикрытие, под которым  уже давно работает коллектив авторов.
Возникакет, правда, вопрос: можно ли сччитать эту тайну тайной, если з нее в принципе, сам "Пелевин" не далает особой тайны?
Начнем из далека. В 1986 году в России вышла повесть Элен Макклой "Две трети призрака". Не в даваясь подробно в перепитии сюжета, отметим главное: в этой книге изложена достаточно новая для СССР концепция составного анонимного творчества. Когда есть писатель-бренд, от имени которого выходят романы, и собственно, коллектив безымянных авторов, которые и  создают весь материал. Несомненно, эта книга послужила толчком к созданию того культурного феномена, который мы и называем "Пелевин".

Как это произошло? Можно предположить, что достаточно случайно. Несколько человек, возможно выпускников литинститута, обнаружили, что являясь по одиночке довольно посредственными писателями, вместе они способны создавать что-то интересное. Идея коллективного творчества в середине 80-х вполне была в духе эпохи - как раз тогда повсеместно начали открываться различные кооперативы. То, что появился еще один, имеющий дело не с джинсовой тканью, а с тканью повествования, совершенно не удивительно.

В общем-то уже в первом своем рассказе П
елевин  пишет об этом просто открытым текстом. Я имею ввиду рассказ "Реконструктор", опубликованный в журнале "Химия и Жизнь", который сообщает нам о составном человеке, о Сталине, который по идее автора был не одним человеком, а несколькими людьми. Скорее всего, как пастух, шепнувший тростнику об ослиных ушах Мидаса, "Пелевины" иногда поверяли свою тайну страницам. Как, например, в Generation "P" . Если помните, там есть Симург, который является на самом деле несколькими личностями. В "Шлеме Ужаса" использован этот же прием. А в "Т" прямым текстом описывается процесс сочинения книг:

«Бог» – просто бренд на обложке, хорошо раскрученный бренд. Но текст пишут все окрестные бесы, кому только не лень.

Там же в "Т" даны и портреты авторов, один из которых отвеячает за эротику и гламур, другой за экшен, третий за психоделический контента, четвертый за внутренние монологи, а пятый все это редактирует.
О радиограмме. В последнем романе, "Смотритель", есть персонаж, позаимствованный у Тынянова, поручик Киже. На мой взгляд, это пример самоиронии. Ведь на самом деле Пелевин - это тот же поручик Киже, человек которого никто толком не видел. Креатура, собственно, живущая в умах сотен тысяч людей.

Вы скажете, что Пелевин - знатный кастанедианец, вот поэтому и шифруется. Это объяснение хорошее, но слишком сложное.
Только русский идеалист мог поверить в такого бесплотного писателя.
У всего есть причина. Причина веская, материальная. Можно сказать,  низменная - в том смысле, что она находится в нижней части пирамиды Маслоу. Это как молчаливые девочки в школе: можно по умолчанию приписать им богатый внутренний мир, но как правило, им просто нечего сказать. Или дама, прикрывающая лицо веером - мы можем придумать любое объяснение, но самым вероятным будет желание прикрыть бородавку на носу.

Спросите себя, много вы знаете писателей, в которых несомненный талант сочетается с готовностью отказаться от блистания на публике? С учетом того, что "блистание" - необходимый элемент продвижения? Плюс российская специфика: здесь писатель - почетное звание, а не финансовое подспорье. При мизерных гонорарах большая часть такового - различного рода халтурки, от рекламы до заказов олигархов, типа "Гражданина поэта". Это к слову, давняя история - известно, что Тарковский, к примеру, больше зарабатывал на встречах со зрителями, чем на съемках фильмов.

Не проще ли предположить, что есть несколько человек, пишущих под одним именем?

Если вам сама мысль о кооперативе "Пелевин" кажется крамольной - воспринимайте его как рок-группу. Возможно, названную в честь футболиста Пеле. Pele win. Группе, по контракту выпускающий в год по альбому. И в которой, как и в любом коллективе, происходят постоянные замены.
Язык - это то, что остается у писателя неизменным. У "Пелевина" же он меняется постоянно. И наиболее вероятным объяснением этому будет не любовь писателя к экспериментам, а то, что приходя в команду, новые люди приносят с собой и новые идеи, и помехи.
В перовом составе "Пелевина", несомненно был мастер рассказа. Первые крупные и  лучшие, по общему мнению, вещи - по сути рассказы, объединенные общей сюжетной линией. "Чапаев и пустота", "Жизнь Насекомых" и отчасти "Generation "P" написаны именно по такому принципу.

Смена структуры произошла с приходом новых людей. Библиография "Пелевина" дает нам ясное понимание, что это произошло в 2003 году. В этот же момент начались эксперименты с большими формами и некий спад качества.

Интересно, что верность бренду до сих пор высока - не смотря на то, что уровень произведений довольно сильно колеблется. Но это как с Гребенщиковым: есть определенная аудитория, привыкшая к контенту, который для нее что-то олицетворяет. Соответственно, сам факт существования контента уже делает его самоценным в глазах аудитории.

То есть, новые книги Пелевина будут продолжать покупать просто из-за имени на обложке, даже если там будут просто пустые страницы.

Интересно: а если издать книгу, и пустить слух, что это анонимное произведение Пелевина - она будет пользоваться спросом?


Tags: мысли
Subscribe

Posts from This Journal “мысли” Tag

  • (no subject)

    Этот мир погубит не Скайнет, а Т9.

  • (no subject)

    Испугать ежа голой жопой можно, если вам на него насрать.

  • про Аристотеля, муху и Амура.

    Есть прекрасная история про Аристотеля и муху. В одном из трактатов Аристотель написал, что у мухи - 8 лапок. И только в 18 веке (!) это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments